Гиперактивность наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной - деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуют умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться необходимого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребёнка и, обеспокоенные этим, идут за советами к психологу.
Телевізійний дамський клуб (ТДК)
Програма "Ваш доктор"
Філософія здоров'я
Гіперактивні діти
Майстер-клас
від Доктора Нони
Гіперактивні діти
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:
- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле корчится, извивается.
- Не может спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
- На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
- При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
- Не может играть тихо, спокойно.
- Болтливый.
- Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
- Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
- Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считается правомерным, если наблюдаются, по меньшей мере, 8 из всех симптомов.
Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
В повседневном поведении им свойственны чрезмерная двигательная активность, непредсказуемость, импульсивность, непоследовательность, отвлекаемость, невнимательность. Всё это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома - с братьями, сестрами, родителями.
Указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребёнка с близким взрослым, и рассматривая атмосферу семьи как условие возникновения и закрепления гиперактивности как способа поведения ребёнка, нельзя отрицать, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привести также болезнь, травма или их последствия.
В последнее время некоторые учёные связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врождённого неравномерного развития отдель¬ных мозговых функций. Другие объясняют явления гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных нервным напряжением будущей матери в период беременности, патологиями беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т. д.
В ходе 10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у гиперактивных детей и подростков на 3-4 % меньше нормы.
Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. По мнению специалистов, эти данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого вопитания, а имеет биологическую природу. (Источник - Study: Hyperactive Children, Teens Have Smaller Brains / Associated Press).
Существуют авторитетные доказательства того, что ведущей причиной роста гиперактивности среди детей и подростков (от 4 до 12 % детей школьного возраста в США) в XX веке является пищевая аллергия. (Источник - N. Feingold. Why Your Child Is Hyperactive. New York, 1980 и др.).
Технологически обработанные продукты меняют свои свойства и содержат многочисленные химические добавки: консерванты, ароматизаторы, красители и т. п. Можно полагать, что воздействие пищевых аллергенов вносит свой вклад в изменение размеров мозга, а затем - и в поведение ребёнка.
Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.
Однако в наше время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.
- Ребёнок капризничает, потому что он болен.
- Он выбрал такой способ общаться с Вами, чтобы обратить на себя внимание.
- Капризничая, ребёнок хочет добиться чего-то желаемого - подарка, разрешения гулять и т.п.
- Ребёнок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания.
- Нет никакой причины, которая могла бы вызвать истерику - это просто выражение конфликта ребёнка с самим собой. Таким же поводом могут быть семейные конфликты и ссоры.
Обогатить и разнообразить опыт гиперактивного ребёнка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности - значит изменить его взаимоотношения с близким взрослым, и, прежде всего, с мамой. Этому будут способствовать любое действие, ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребёнку, с тем, чтобы лучше его понять и снять лишнее напряжение, формирующееся вокруг него.
Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения (направленно-компенсаторного нейропсихического или медикаментозного, замещающего дефект развития психологических функций за счёт других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребёнка мать (и другие близкие) должны избегать двух крайностей:
- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью и санкциями (наказаниями).
Частое изменение указаний и колебания настроения родителей ранят таких детей гораздо больше, чем других.
В беседах с родителями важно подчёркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребёнка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребёнку взрослых.
- Старайтесь по возможности сдерживать свой гнев, если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка. Эмоционально поддерживайте ребёнка одобрением во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими незначительными бы они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.
- Избегайте категорических слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряжённую обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
- Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребёнка и не унижайте его.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
- Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребёнок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
- Организация всей жизни должна действовать на ребёнка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и настойчивость.
- Определите для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Чаше отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребёнка с близким взрослым, на развитие способностей, как взрослого, так и ребёнка, почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
- Здесь совершенно незаменима очень важная для детей игровая деятельность, поскольку она близка и понятна ребёнку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребёнка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
- Принимать ребёнка таким, каков он есть. Пытаться заставить непоседу чинно себя вести - всё равно, что пытаться научить воробья ходить. Двигательная активность - его естественная потребность. И если малыша этого лишить, то замедлится его развитие.
- Не старайтесь руководить ребёнком с помощью крика и силы. В качестве протеста против принуждения малыш может стать неуправляемым.
- Наблюдая за своим ребёнком, Вы убедитесь, что он сеет вокруг хаос не из любви к разрушениям. Просто ему интересно узнать, с каким звуком падает книжка, слетая с полки, испытать свою силу, ломая пластмассовую машинку, почувствовать, как крошится яичная скорлупа под его крепкими пальчиками. А убегать от вопящей, - Остановись немедленно!!! - мамы? Это же увлекательная игра!
- Для того чтобы от своего крохи чего-то добиться, запаситесь спокойствием и терпением. «Мы идём спать, потому что на дворе темно, ночь, все дети, кошечки, собачки пошли спать. И ты должен идти спать». Повторите эту фразу десять раз на разный лад, покажите малышу тёмную улицу за окном, «заснувшую» лампу, телевизор, морскую свинку. И он поймёт, что есть такое правило: когда темно и все спят, ему тоже надо ложиться в постель.
- Помните: гиперактивные дети легко возбудимы. Поэтому истеричные нотки в Вашем голосе: «Положи немедленно, кому сказала, такой-сякой» - лишь подхлестнут их активность. Лучше сказать: «Это нож, он острый, поэтому маленьким детям нож брать нельзя - им можно больно пораниться». Ребёнок усвоит это, как нечто от него и от нас не зависящее. А когда ему о-о-очень захочется стащить нож, он осторожно возьмёт его и протянет маме: «На, смотри, я не взял, а просто отдаю тебе, мама».
- Будьте готовы к тому, что увлечённый бурной деятельностью ребёнок не сразу услышит Ваши слова. Терпеливо повторите несколько раз, например, что поварёшка - не игрушка, а нужная в хозяйстве вещь, и что телевизор может разбиться, если по нему лупить со всей силы.
- От «запретного» занятия старайтесь отвлекать ребёнка не менее интересным, но более безопасным делом. Из кубиков, кстати, получаются красивые пирамидки, из подушек - отличный домик для зайчика.
- Непоседы - малыши с легковозбудимой нервной системой. Им особенно необходимы спокойные игры. Не забывайте читать детям книжки и обсуждать их: «Этот мишка большой. А этот какой? У волка острые зубки. А у тебя есть зубки?»
- Внимательно отнеситесь к режиму дня: психика ребёнка нуждается, в полноценном отдыхе. Регулярные, изо дня в день повторяющиеся ритуалы дают ему ощущение надёжности и спокойствия.
- Постарайтесь, чтобы малыш как можно меньше смотрел телевизор. Давно доказано, что телевизор пагубно влияет на нервную систему детей. Устройте эксперимент. Проведите день, не включая «электронного друга». И вы заметите, что не только ребёнок, но и вы сами в этот день были более уравновешены и спокойны.
- Попробуйте научить Вашего непоседу заранее анализировать (насколько это может ребёнок), какие «акробатические этюды» ему по плечу, а какие опасны. Ведь если мамины руки всегда рядом, можно, например, спокойно залезть на лестницу, а на самом верху разжать пальчики: мама всё равно подхватит. Но что будет, если однажды мама не вовремя отвернётся?
- Смиритесь с разбитыми коленками. Этого не избежать, если ребёнок в своё время научился не ходить, а бегать. Не нужно при каждом падении громко вскрикивать и бросаться на помощь. Лучше просто сказать: «Ничего, бывает. Отряхни ручки, и давай посмотрим, за что ты зацепился». Часто этого вполне достаточно, чтобы переключить внимание ребёнка